| | |
|
Мать и дочь
Делать я это буду, опираясь на статью психоаналитика Карин Белл «Мать и дочь – трудное равновесие».
В центре отношений между матерью и дочерью стоит сложный процесс идентификации с матерью и отличения от нее.
В любой женщине, не зависимо от того, является она матерью или нет, «накоплены» разнообразные взаимодействия между матерью и дочерью (ведь мать есть у каждого).
«В некоем круговом движении, начиная с рождения, взаимодействие между матерью и дочерью разворачивается как возобновление и переоформление взаимоотношений, уже имевших место между двумя женщинами».
«Неявным образом мать сообщает дочери, какой она хочет ее видеть, чем дочь может и должна быть, и дочь, вырастая, сознательно и бессознательно соотносит себя с сознательными и бессознательными ожиданиями матери».
Процесс сближения и отдаления матери и дочери мог бы разворачиваться как танец, но чаще происходит жестокая борьба за сходство и несходство, от которых страдают обе стороны. А часто многие конфликты между матерью и дочерью передаются от поколения к поколению.
Частные примеры этой борьбы могу предложить изучить Вам здесь:
- привязанность к матери
- родители и взрослеющие дети
При рождении дочери велика вероятность, что возродится и оживет отношение женщины к собственной матери. И для женщин, которые чувствуют, что не приняты собственной матерью, или сами не могут принять свою мать, есть 2 возможности:
- пытаться справиться с неразрешенными конфликтами, воссоздавая их в отношениях с дочерью
- чувствовать себя захваченными этими былыми чувствами
Примерно с 1, 5 лет, когда девочка начинает называть себя девочкой, пред ней встают 2 задачи взросления:
- отождествить себя с женственностью матери
- развить автономию, а значит отдельную от матери идентичность
Дополнительно к этим задачам, мать девочки устанавливает для нее собственные ориентиры: требуя либо отсоединения вплоть до отторжения, либо общности вплоть до поглощения.
Не забудем, что на материнские требования к ребенку влияет ее собственный опыт взаимоотношений с матерью.
Это можно посмотреть на конкретном примере.
Ребенок учится ходить. Одна мать говорит «Смелее!» (удачный опыт отсоединения от матери), а другая «Опасно, осторожно!» (страхи перед отсоединением и выходом во внешний мир).
Следующий важный момент в развитии и преобразовании отношений матери и дочери: возникновение эдиповой фазы (ее еще называют комплекс Эдипа или Электры) в возрасте 3-5 лет. Здесь может возникнуть женская ревность со стороны матери к отцу ребенка, очень часто неосознанная.
Обостряются же вновь конфликты в подростковом возрасте.
- «…когда тело девочки начинает походить на тело матери, и поэтому требует похожих способностей». Особенно важное значение имеет появление у девочек менструации как «символическое достижение материнской способности к деторождению».
- усиливается стремление отделиться – и многие матери пытаются удержать и/или контролировать дочь
«До самого конца жизни женщины могут предъявлять претензии матери и перекладывать на нее ответственность за собственные недостатки. Терапия может помочь изменить это переложение ответственности, признать собственный вклад в эти проблемы и распутать многие осложнения между матерью и дочерью. Если по ходу терапии у женщины развивается понимание (в смысле эмпатии) судьбы собственной матери, то она приобретает некое уважение к непрерывности, преемственности женских переживаний. Желание и страх слиться с матерью, быть на нее похожей неразрывно связаны с желанием быть иной, чем мать. Если этот трудный баланс ощущается и интегрируется, то женщина может стать и станет одновременно и иной, и похожей».
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Helena (27.01.2011)
|
Просмотров: 1339
| Рейтинг: 2.0/1 |
| |
| | |
|
|